ОЛАВ II СВЯТОЙ
Том LII, С. 547-551
опубликовано: 30 мая 2023г.

ОЛАВ II СВЯТОЙ

Содержание

[Олаф Харальдссон; лат. Olauus; древнеисл. Óláfr hinn helgi; норвеж. Olav den hellige, Heilag Olav] (ок. 995 - 29.07. 1030, близ Стикластадира, Норвегия), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии. С правлением О. С. связано утверждение христианства в Норвегии.

Источники

Алтарь кор. Олава II Святого. Ок. 1330 г. (Нидаросский собор, Тронхейм). Фото: Frode Ynge HellandАлтарь кор. Олава II Святого. Ок. 1330 г. (Нидаросский собор, Тронхейм). Фото: Frode Ynge Helland

Сведения об О. С. сохранились в многочисленных источниках (их обзор см.: Bagge. 2010; Джаксон. 2012. С. 229-236). Древнейшими являются стихи, созданные скальдами Сигватом Тордарсоном († 1045), Тораринном Славословом (1-я пол. XI в.) и др. (см.: Goeres. 2015). Считается, что вскоре после смерти О. С. было написано несохранившееся сказание о перенесении его мощей в Нидарос (ныне Тронхейм) (Translatio sancti Olavi). Предположительно в сер. XII в. была осуществлена запись чудес, совершённых по молитве к О. С., его Жития и нек-рых проповедей (вошли в Древненорвежскую книгу проповедей (Gamal norsk homiliebok; ок. 1200)). Важнейший агиографический текст на лат. языке - «Страсти блаженного Олава, короля и мученика» (BHL, N 6322-6323) - известен в 3 основных редакциях (изд.: Jiroušková. 2014. Bd. 2. S. 13-173). Старейшая краткая редакция была составлена, вероятно, в 50-х гг. XII в. католич. св. Эйстейном Эрлендссоном (архиепископ Нидароса в 1157-1188). О деятельности О. С. повествуется в анонимной «Истории Норвегии» (Historia Norwegiæ; ок. 1170) и в «Истории о древних норвежских королях» (Historia de antiquitate regum Norwagiensium; 1177-1180) мон. Теодорика, а также в составленном на норвеж. языке «Обзоре саг о норвежских конунгах» (Ágrip af Nóregs konungasögum; ок. 1190) и в исл. сагах. Ок. 1200 г. была записана «Древнейшая сага об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in elzta), сохранившаяся не полностью; после 1210 г.- «Легендарная сага об Олаве Святом» (Helgisaga Óláfs konungs Haraldssonar) и «Жизнеописание Олава Святого» Стюрмира Карасона (сохр. фрагментарно). К 20-30-м гг. XIII в. относится жизнеописание О. С. в своде саг «Красивая кожа» (Fagrskinna). Автором «Отдельной саги об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in sérstaka) обычно считается Снорри Стурлусон, который составил и сагу об О. С. в своде «Круг земной» (Heimskringla; ок. 1230). Все эти произведения опирались на поэзию скальдов, устную традицию, а также на несохранившиеся сочинения исландцев Сэмунда Мудрого Сигфуссона и Ари Торгильссона (1-я пол. XII в.); они тесно переплетались как между собой, так и с обширной житийной литературой. Сведения сканд. саг о ключевых моментах жизни и деятельности О. С. дополняет и верифицирует информация из хроник «Деяния епископов гамбургской церкви» (Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum; 70-е гг. XI в.) нем. хрониста Адама Бременского и «Хроники» (Chronicon ex chronicis; 1-я пол. XII в.) Иоанна Вустерского и др.

Жизнь

О. С.- сын областного конунга из Вестфольда Харальда Гренландца, убитого незадолго до его рождения. Воспитывался отчимом Сигурдом Свиньёй, областным конунгом из Упплёнда (Оппланна), отцом кор. Норвегии Харальда III Сурового (1046-1066). При жизни О. С. имел прозвище Толстый (hinn digri). В 12 лет, получив от отчима корабль и снаряжение, участвовал в походах викингов, совершил неск. нападений на земли в Вост. Прибалтике, Швеции и Дании. Стихи скальдов дают основание полагать, что в 1014 г. О. С. возглавлял нападение на Лондон, приведшее к поражению Кнуда I Великого (король Англии в 1016-1035, Дании с 1018 и Норвегии с 1028), правившего там после смерти отца, дат. кор. Свена I Вилобородого (ок. 987-1014), и к восстановлению власти англосаксон. кор. Этельреда II Неразумного (978-1013, 1014-1016). Согласно сагам, в том же 1014 г. О. С., находясь в Нормандии, принял крещение в Руане (в «Истории о древних норвежских королях» мон. Теодорик сообщал, что он крестился в Англии). В следующем году он вернулся в Норвегию, чтобы заявить свои права на власть в стране, где после смерти кор. Олава I Трюггвасона (999/1000) от имени дат. короля правили ярлы Хладира (на территории совр. Тронхейма) Хакон и его дядя Свейн. В случайном столкновении по пути в Норвегию О. С. захватил в плен ярла Хакона, который в обмен на жизнь дал обещание навсегда уехать из Норвегии. При поддержке отчима и др. конунгов из вост. обл. Упплёнд, недовольных датским правлением, на областных тингах (собраниях свободных бондов) О. С. был провозглашен королем Норвегии. 25 марта 1016 г. в морской битве при Несьяре (в Осло-фьорде) он одержал победу над ярлом Свейном, вынудив его бежать в Швецию, и стал т. о. единоличным правителем всей Норвегии.

Главной целью О. С. стало объединение Норвегии под своей властью, для чего требовалось подчинить или устранить многочисленных областных конунгов. Важным инструментом в достижении этой цели стало утверждение в стране христианства. На протяжении 1015-1026 гг. О. С. со значительным войском объезжал страну, останавливался в каждой области и на тингах требовал от правителя отказаться от статуса конунга, признать власть короля и принять христ. веру. Сопротивление беспощадно подавлялось, в числе прочих были убиты или ослеплены упплёндские конунги, к-рые оказали О. С. поддержку при его приходе к власти, многие бежали из страны. Свою власть норвеж. король распространил также на Оркнейские о-ва; их ярлы стали его вассалами.

При О. С. на юго-востоке Норвегии был основан г. Борг (ныне Сарпсборг; 1016), значительно расширился г. Нидарос, заложенный Олавом I Трюггвасоном. Сделав Нидарос столицей Норвегии, О. С. учредил там епископскую кафедру и поставил епископом дружинного священника англосакса Гримкеля. На тинге в Мустере (1024) О. С. и еп. Гримкель огласили законы, определявшие положение христ. Церкви в Норвегии (выплата десятины и др.), а также, возможно, нек-рые из церковных установлений (в частности, запрет на браки между близкими родственниками). Предполагается, что при О. С. была осуществлена запись этих законов, которые позднее вошли в древнейший норвежский обл. судебник «Законы Гулатинга» (Gulathings-lov, XII в.).

Противостояние Норвегии и Дании в союзе со Швецией, возникшее еще при Олаве I Трюггвасоне и приведшее к его гибели, продолжилось и усилилось в период правления О. С. Изгнание наместников Кнуда Великого и отказ выплачивать ему дань усугубили конфликт, но Кнуд на протяжении 1015-1024 гг. не вступал в открытое противостояние с О. С., как считается, из-за необходимости укрепить свое положение в Англии (ввиду бездеятельности Кнуда и ярла Эйрика, отца изгнанного О. С. ярла Хакона и брата ярла Свейна; швед. исследователь У. Муберг предполагал, что приход О. С. к власти в Норвегии был санкционирован Кнудом Великим; см.: Moberg. 1941). Отношения со Швецией резко ухудшились после захвата О. С. пограничных областей Ранрике и Зап. Гаутланд, считавшихся наследством норвеж. конунга Харальда Прекрасноволосого (сер. IX - 1-я треть X в.), но отошедших швед. кор. Олаву Шётконунгу (ок. 995-1022) после битвы при Свёльде (999/1000). Не принесли успеха ни попытка примирения при встрече О. С. с Олавом Шётконунгом на о-ве Хисинген в устье р. Гёта-Эльв, ни брак О. С. с Астрид, дочерью Олава Шётконунга от наложницы-вендки (сватовство О. С. к Ингигерд, законной дочери Олава Шётконунга, выданной позднее за блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого († 1054), было отклонено швед. королем). Однако после смерти Олава Шётконунга пришедший к власти в Швеции его сын Анунд (Энунд) Якоб (ок. 1022 - ок. 1050) резко сменил отношение к О. С. и в последовавшей в 1025 г. борьбе О. С. с Кнудом Великим выступил в союзе с Норвегией. Отказ О. С. признать верховную власть Кнуда Великого над Норвегией и выплачивать ему дань привел к возобновлению военных действий. Летом, вероятно 1026 г., объединенный флот О. С. и Анунда Якоба потерпел, судя по последствиям, поражение (хотя Снорри Стурлусон писал о победе союзников) в битве в устье р. Хельгео в Сконе.

Вернувшись по суше в Вик, О. С. столкнулся с сопротивлением со стороны как родовой знати, недовольной лишением наследственной власти, передаваемой О. С. своим приближенным, так и бондов, которые противились сокращению традиц. прав и свобод, а также насильственной христианизации (особенно в Трёнделаге - исконном владении хладирских ярлов - и во внутренних областях Норвегии). Кнуд Великий деньгами и обещаниями поддерживал это сопротивление. В кон. 1028 г. преследуемый войском бондов во главе сначала с наиболее могущественным из представителей норвеж. знати Эрлингом Скьяльгссоном (под его властью находилась Юго-Зап. Норвегия; погиб в сражении с О. С. во фьорде Бокн 21 дек. 1028), а затем с вернувшимся в Норвегию ярлом Хаконом О. С. бежал в Швецию. Оттуда на корабле он отплыл на Русь. Согласно «Саге о гутах» (Gutasaga; XIII в.), по пути он остановился на о-ве Готланд и крестил одного из знатных готландцев по имени Ормика, который построил 1-ю на острове церковь. На Руси О. С. оказался, вероятно, летом или осенью 1029 г.

О пребывании О. С. на Руси источники сообщают мало достоверных сведений, подтверждая лишь факты его приезда и отъезда. Предполагается, что он остановился в Новгороде, но, возможно, побывал и в Киеве. Из сочиненной им самим поэмы следует, что он встречался с Ингигерд (Ириной), следов., и с кн. Ярославом Мудрым, место пребывания к-рого в 1029 г. неясно. В 1030 г. князь во время похода на чудь должен был побывать в Новгороде, однако, по-видимому, уже после отплытия О. С. на родину. В дек. 1029 г. О. С. получил сообщение о том, что утонул ярл Хакон, к-рого Кнуд Великий после бегства короля назначил правителем Норвегии. Весной 1030 г. О. С. отправился обратно в Норвегию, оставив при дворе Ярослава Мудрого сына Магнуса (впосл. кор. Норвегии Магнус I Добрый).

Получив поддержку в Швеции, О. С. с отрядом и с присоединившимися к нему шведами и норвежцами прибыл в Трёнделаг, где его встретило многочисленное войско бондов (по словам Снорри Стурлусона, самое большое из когда-либо собиравшихся). В битве у Стикластадира (ок. 90 км к северо-востоку от Тронхейма) О. С. был убит и тайно похоронен поблизости от места гибели. Многие из его сторонников, в т. ч. его сводный брат Харальд Сигурдарсон (впосл. король Норвегии Харальд III Суровый), бежали из страны.

Почитание

Опираясь на сообщения о знамениях у места захоронения О. С. (сияние, звуки колокольного звона), еп. Гримкель получил от Свейна, сына и наместника Кнуда Великого, разрешение на эксгумацию тела. Останки О. С. были перенесены в Нидарос и погребены у ц. св. Климента (3 авг. 1031). О святости и о чудесах О. С., а также о паломничестве к его гробнице сообщали Сигват Тордарсон в «Поминальной драпе об Олаве Святом» (Erfidrápa Óláfs helga) и Торарин Славослов в «Песни о тиши на море» (Glælognskvia) (30-е гг. XI в.). Вскоре почитание О. С. укрепилось благодаря нетленности его останков и многочисленным чудесам (гл. обр. исцелениям); еп. Гримкель установил гроб короля на алтаре церкви. Большую роль в распространении почитания О. С. сыграли возвращение власти в Норвегии его сыну - Магнусу I Доброму (1035-1047), к-рого после смерти Кнуда Великого пригласили на правление норвеж. лендерманны, и последующее правление сводного брата О. С.- Харальда III Сурового (1046-1066). Кор. Магнус I Добрый построил в Нидаросе ц. О. С. и велел поместить в ней мощи отца; впосл. святыня была перенесена в ц. Пресв. Девы Марии, при кор. Олаве III Тихом (1067-1093) - в построенный этим королем каменный собор Св. Троицы.

Вероятно, почитание О. С. было одной из причин возведения еп-ства Нидарос в статус архиеп-ства (1152/53). Считается, что для празднования этого события скальд Эйнар Скуласон составил стихотворный панегирик святому (Geisl). С сер. XII в. по 1-ю пол. XIV в. продолжалось строительство нового кафедрального собора в Нидаросе. Предположительно при архиеп. Эйстейне Эрлендссоне была возведена капелла-октагон, пристроенная с вост. стороны к алтарной части собора; в капелле хранилась покрытая серебром рака с мощами святого. Мощи О. С., к к-рым приходили на поклонение многочисленные паломники, считались главной норвеж. святыней. Начиная со 2-й пол. XII в. О. С. почитался не только как св. покровитель, но и как «вечный король» Норвегии (rex perpetuus Norvegiae). Нидарос оставался центром почитания О. С. до Реформации в Норвегии (1536-1537), когда католич. архиеп. Олав Энгельбректссон (1523-1537) покинул страну и собор перешел к протестантам. Ценности, в т. ч. рака О. С., были вывезены в Данию и уничтожены; мощи святого остались в Норвегии и в 1568 г. по распоряжению королевской комиссии были скрыты в безымянной могиле в нидаросском соборе, чтобы т. о. прекратилось их почитание (Ekroll. 2007). В 1684 г. для Королевского музея в Копенгагене был приобретен реликварий с частью мощей (малой берцовой костью) святого; с 1862 г. реликвия хранится в католич. ц. О. С. (ныне католич. кафедральный собор) в Осло. Проведенное в 2012 г. исследование подтвердило, что кость могла принадлежать О. С. В Стокгольме хранятся шлем и шпоры (XV в.), к-рые якобы принадлежали норвеж. королю и были вывезены в 1564 г. из Тронхейма; до 1866 г. они находились в лютеран. ц. св. Николая (Стурчюрка), впосл.- в Гос. историческом музее.

За пределами Норвегии почитание О. С. получило распространение прежде всего в Англии. В «Англосаксонской хронике» (редакция С) о короле говорится как о святом (запись составлена предположительно в сер. XI в.) (Two of the Saxon Chronicles Parallel / Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1892. Vol. 1. P. 157). Под 1055 г. в хронике упоминается о погребении ярла Сиварда в построенной им ц. О. С. в Йорке. Литургические тексты в день памяти святого содержатся в Коллектарии еп. Леофрика (3-я четв. XI в.) и в сакраментарии из Шерборна (Красная книга Дарли, ок. 1060) (Iversen. 2000).

По свидетельству нем. хрониста Адама Бременского (70-е гг. XI в.), почитание святого было распространено среди всех сканд. народов (Adam. Brem. Gesta. II 61). О. С. был самым известным из сканд. святых; посвященные ему храмы были в Англии, Германии, Ирландии и Вост. Прибалтике. Ок. 1500 г. в Любеке был напечатан перевод «Страстей блаженного Олава» на нижненем. языке (Jiroušková. 2014. Bd. 1. S. 592-595).

Кор. Олав II Святой. Роспись ц. Рождества Христова в Вифлееме. 2-я пол. XII в.Кор. Олав II Святой. Роспись ц. Рождества Христова в Вифлееме. 2-я пол. XII в.Выходцы из Скандинавии способствовали распространению культа О. С. на правосл. землях. В Новгород его почитание было принесено, вероятно, Харальдом Сигурдарсоном в 30-х гг. XI в. (о чуде О. С. на Руси упом. скальд Сигват Тордарсон). Не позднее кон. XI в. на подворье сканд. купцов в Новгороде действовала церковь, освященная во имя О. С., о ней упоминается в одной из швед. рунических надписей, в неск. статьях Новгородской летописи и в проекте договора Новгорода с ганзейскими городами (1262/63). Предполагается, что Пресв. Богородице и О. С. была посвящена «варяжская церковь» в К-поле, находившаяся рядом с ц. Св. Ирины. Одно из самых ранних изображений О. С.- фреска в базилике Рождества Христова в Вифлееме (2-я пол. ХII в.).

Реформация в Сев. Европе негативно сказалась на культе О. С. Короля стали воспринимать в первую очередь как исторического деятеля, объединившего Норвегию и сыгравшего решающую роль в христианизации ее жителей. В народной традиции с его именем связывали основание церквей, чудеса, изгнание демонов и троллей. В 1847 г. кор. Швеции и Норвегии Оскар I учредил орден О. С.; лев, держащий в лапах боевой топор святого, изображен на гербе Норвегии. В 1989 г. протестант. собор в Тронхейме посетил папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005). В кон. XX в. восстановлена традиция отмечать день памяти О. С. празднованиями в Тронхейме. 29 июля 1997 г. впервые проведено экуменическое богослужение, в к-ром приняли участие представители лютеран. Церквей Норвегии и Гренландии, а также РПЦ, Римско-католической Церкви, Церкви Англии, баптистов и пятидесятников. На рубеже XX и XXI вв. на средневек. дороге из Осло в Тронхейм, по к-рой некогда двигались паломники, был обустроен туристический маршрут.

Память О. С., короля Норвегии и мученика, внесена в Римский Мартиролог. Поминовение святого совершается в католич. приходах Норвегии (в 2007 введена также память его обращения в христианство 16 окт.), Гренландии, Фарерских о-вов и Финляндии. В архиеп-стве Гамбург и в еп-стве Оснабрюк (Германия) поминовение О. С. вместе со святыми Кнудом IV (II) Датским и Эриком Шведским совершается 10 июля. В святцы РПЦ литургическое поминовение О. С. не внесено, хотя существует его местное почитание, напр. в Выборге. В Норвегии действует правосл. ц. О. С. (с 2003 в сел. Фоллдаль в Хедмарке, в 2014 перенесена в Стиклестад, на место гибели святого).

На изображениях XIII-XV вв. О. С. обычно представлен в королевском одеянии, в короне и со скипетром или державой; в правой руке у него - боевой топор или секира (согласно сагам, секирой О. С. был нанесен 1-й удар в колено), ногами он попирает дракона (иногда карлика или иное сказочное существо) с человеческим лицом, символизирующего диавола. Нередко морда этого существа изображалась похожей на лицо О. С. на том же рисунке. Нек-рые исследователи предполагают, что это мог быть не диавол, а сам О. С. в бытность язычником - т. о. он попирал свое языческое прошлое.

Ист.: Theodrici monachi Historia de antiquitate regum Norwagiensium // Monumenta historiæ Norwegiæ: Latinske kilder til Norges historie i middelalderen / Udg. G. Storm. Kristiania, 1880. S. 1-68 (рус. пер.: Агишев С. Ю. Теодорик Монах и его «История о древних норвежских королях». М., 2013. С. 354-385); Fagrskinna: Nóregs kononga tal / Udg. af Finnur Jónsson. Kbh., 1902-1903. 2 t. (Samfund til udgivelse af gammel nordisk litteratur; 30); Finnur Jónsson. Den norsk-islandske skjaldedigtning: B - Rettet text. Kbh., 1920. Вd. 1: 800-1200; Snorri Sturluson. Heimskringla / Ed. Bjarni Aalbjarnarson. Reykjavík, 1941. Вd. 1 (рус. пер.: Снорри Стурлусон. Круг Земной / Изд.: А. Я. Гуревич и др. М.; Л., 1980, 19952); A History of Norway and the Passion and Miracles of the Blessed Óláfr / Ed. D. Kunin, C. Phelpstead. L., 2001; Historia Norwegie / Ed. I. Ekrem, L. B. Mortensen; transl. P. Fisher. Cph., 2006; Ágrip af nóregskonungasogum: A XIIth-Cent. Synoptic History of the Kings of Norway / Ed. M. J. Driscoll. L., 20082; Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Вост. Европе: Тексты, пер., коммент. М., 20122; Jiroušková L. Der heilige Wikingerkönig Olav Haraldsson und sein hagiographisches Dossier: Text und Kontext der Passio Olavi. Leiden; Boston, 2014. 2 Bde.
Лит.: Moberg O. Olav Haraldsson, Knut den store och Sverige: Studier i Olav den heliges förhеllande till de nordiska grannländerna. Lund, 1941. S. 66-87; Линд Дж. Почитание сканд. святых на Руси и датско-рус. отношения XII в. // История СССР. М., 1991. № 6. С. 188-198; Мельникова Е. А. Культ св. Олава в Новгороде и Константинополе // ВВ. 1996. Т. 56. С. 92-106; Helgonet i Nidaros: Olavskult och kristnande i Norden / Red. L. Rumar. Trondheim, 1997; Lidén A. Olav den helige i medeltida bildkonst: Legendmotiv och attribute. Stockh., 1999; Iversen G. Transforming a Viking into a Saint: The Divine Office of St. Olav // The Divine Office in the Latin Middle Ages: Methodology and Source Studies, Regional Developments, Hagiography / Ed. R. A. Baltzer, M. E. Fassler. Oxf., 2000. P. 401-429; Olavslegenden og den latinske historieskrivning i 1100-tallets Norge / Ed. I. Ekrem, L. B. Mortensen, K. Skovgaard-Petersen. Kbh., 2000; Mortensen L. B. Sanctified Beginnings and Mythopoietic Moments: The First Wave of Writing on the Past in Norway, Denmark, and Hungary, ca 1000-1230 // The Making of Christian Myths in the Periphery of Latin Christendom (ca 1000-1300) / Ed. L. B. Mortensen. Cph., 2005. P. 247-273; idem. Writing and Speaking of Saint Olaf: National and Social Integration // Saints and Their Lives on the Periphery: Veneration of Saints in Scandinavia and Eastern Europe (c. 1000-1200) / Ed. H. Antonsson, I. H. Garipzanov. Turnhout, 2010. P. 207-217; Ekroll . The Shrine of St. Olav in Nidaros Cathedral // The Medieval Cathedral of Trondheim: Architectural and Ritual Constructions in Their European Context / Ed. M. Syrstad Andå s et al. Turnhout, 2007. P. 147-207; Bagge S. Warrior, King, and Saint: The Medieval Histories about St. Óláfr Haraldsson // JEGPh. 2010. Vol. 109.N 3. P. 281-321; Jackson T. The Cult of St Olaf and Early Novgorod // Saints and Their Lives on the Periphery: Veneration of Saints in Scandinavia and Eastern Europe (c. 1000-1200). Turnhout, 2010. P. 147-167; Langslet L. R., Ødegеrd K. Olav den hellige: Spor etter helgenkongen. Oslo, 2011; Goeres E. M. The Poetics of Commemoration: Skaldic Verse and Social Memory, c. 890-1070. Oxf., 2015. P. 111-145.
Е. А. Мельникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
  • ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
  • ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
  • ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
  • ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.)
  • ГЕРМАН (ок. 495 - 576), еп. г. Паризии, св. (пам. 28 мая)
  • ГОРГОНИЙ И ДОРОФЕЙ († 303), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. зап. 9 сент.)
  • ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)